Или "почему в жизни социотипы не такие, как в описании"? Прежде, чем ты изучишь описание своего социотипа, или
описания 16 типов личности, важно отметить, что какими бы точными они нам не казались, это будут описания исключительно социотипов. Не личности в целом, не всех её ценностей и желаний. Это будет описание
социотипа в вакууме, без скидки на жизненные обстоятельства и воспитание. Описание несуществующего в реальности человека, чистого архетипа, крайне радикального в своих соционических проявлениях.
В реальной жизни человек имеет возможность адаптироваться под обстоятельства, поступать так, как того требуют другие. Иными словами, в нас одновременно присутствуют все
дихотомии и
функции, и, так или иначе, мы их проявляем, в зависимости от потребностей. Именно поэтому так трудно типировать самого себя: ты помнишь себя в уединении, как интроверт, и помнишь, как развеселил гостей, подобно экстраверту. Однажды, ты проявил силу и храбрость, но также можешь вспомнить ситуации, в которых поступил слабохарактерно, и, кажется, «надо было отстоять своё»… В таком случае трудно расставить акценты, тяжело проанализировать, какие же мои функции действительно сильные, а какие я проявлял нехотя, под давлением ситуации?
Вопрос лишь в том, какие собственные задатки тебе даётся проявлять легче, на что ты сам, автоматически обращаешь внимание, когда свободен от давления обстоятельств? И о какой
соционической функции ты хронически забываешь, какая сфера жизни, как бы, постоянно выпадает из внимания, кажется менее значимой?
Также, нет надобности оценивать с точки зрения соционики каждое слово, жест или поступок человека. Нельзя «чихать по Ограничительной функции» или «материться по Ролевой». Потому, нам не следует переоценивать значение и роль соционики при анализе личности человека.
Соционика не о том, что мы можем или не можем. Она о том, как мы хотим, как бы нам было легче и естественней поступать в той или иной ситуации. Она о том, как выбрать ту сферу деятельности, и тех людей, с которыми у нас открываются наибольшие перспективы. Она показывает где развитие потребует меньших усилий, при большем количестве удовольствия.
Социотип демонстрирует, какой спектр реальности наша психика воспринимает и анализирует в первую очередь, какой – во вторую, а какой и вовсе игнорирует.
Исходя из врождённого набора функций, можно строить прогнозы, какими качествами будет наделён их носитель. К примеру, если у тебя сильная
Этика Отношений и болевая Волевая Сенсорика, то, скорее всего, ты окажешься человеком мягким, уступчивым, может, даже несколько застенчивым, «удобным» для других. Но качества могут развиться, а могут и не развиться, а может вовсе разовьются какие-то другие. Но сама линза восприятия не изменится: человек с базовой Этикой Отношений будет, прежде всего, воспринимать и анализировать именно этот аспект реальности. И, точно также, если Волевая Сенсорика у него болевая, то он просто не будет предавать большого значения расстановке сил и статусности.
В то же время, есть смысл создавать, пусть и несовершенные описания социотипов. Ведь через намеренно гипертрофированные, идеализированные, сочные образы, мы можем лучше понять и прочувствовать отличительные черты
16 типов личности. При ознакомлении с ними, прошу больше внимания уделить уникальному сочетанию функций и дихотомий, нежели общим пространным текстовым описаниям.
Андрей Божко